(1020/21 - 4.10.1052, Новгород), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), сын киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого. В. Я. был первенцем от заключенного в 1019 г. брака Ярослава и принцессы Ингигерд (Ирины), дочери швед. кор. Олава Шётконунга (ок. 994/5 - 1021/22). В новгородской традиции, фиксируемой не ранее 1-й пол. XIV в., матерью В. Я. считается блгв. кнг. Анна, к-рая была, вероятно, 1-й супругой Ярослава. Ошибочное представление о В. Я. как о сыне Анны возникло, вероятно, вслед. того, что с сер. XI в. раки обоих находились рядом в новгородском Софийском соборе.
Согласно разным редакциям ПВЛ, с 1034 или с 1036 г. и до конца жизни В. Я. занимал новгородский стол в качестве наместника своего отца. Для княжения В. Я. характерно активное каменное строительство в Новгороде: город был обнесен крепостной стеной (ок. 1044), в 1045-1050 гг. в нем был возведен кафедральный Софии Святой собор, освященный Новгородским еп. св. Лукой Жидятой в 1050 г. По мнению ряда исследователей, эта дата была выбрана не случайно: В. Я. и Анна уподоблялись равноапостольным имп. Константину Великому и царице Елене. Тогда же, как считает И. А. Стерлигова, в Софии появился серебряный Иерусалим (малый новгородский сион) - модель храма-ротонды, построенного святыми Константином и Еленой над Гробом Господним в Иерусалиме. По заказу В. Я. в 1047 г. свящ. Упирь Лихой переписал пророческие книги с толкованиями (запись писца вместе с текстами толкований скопирована в более поздних списках Библии: ГИМ. Син. № 915, 1499 г. и Син. № 30, XVI в. и ряд отдельных кодексов Книг 16 прор. с толкованиями - Горский, Невоструев. Описание. Т. 1. С. 112, 113 и др.).
В. Я. участвовал в наступательной политике отца на сев.-зап. рубежах Руси. В 1042 г. он во главе новгородского войска совершил поход на фин. племя емь (на сев. берегу Финского зал.). В 1043 г. В. Я. по воле отца возглавил рус. поход на К-поль - последний в череде масштабных военных предприятий Руси против Византии в период между сер. IX и сер. XI в. В науке ведется затянувшийся спор о причинах конфликта. Итоги этого похода не были утешительны для киевского князя. На подходе к Царьграду рус. флот разметала буря, в результате чего часть войска, выброшенная на берег, попала в плен. В. Я. с остатками флота после стычки с греч. кораблями был вынужден вернуться на Русь. Он скончался еще при жизни отца, его потомки оказались по древнерус. династической традиции князьями-изгоями, т. е. лишенными собственной вотчины и обреченными довольствоваться тем, что им выделено старшими князьями. Единственный известный сын В. Я.- Ростислав, кн. тмутараканский († 3 февр. 1067),- родоначальник 1-й ветви галицких князей.
В. Я. был погребен в новгородском Софийском соборе, по археологическим данным, вероятно, у юж. стены Рождественского придела. Рядом, согласно описям 1617 и 1634 гг., находилась гробница кнг. Александры, якобы супруги В. Я., сведения о к-рой впосл. теряются. Получившая известное хождение в науке гипотеза Н. А. фон Баумгартена о браке В. Я. с Одой Штаденской (из рода маркграфов саксонской Сев. марки) неверна.
В 1439 г. свт. Евфимий II (Вяжицкий), архиеп. Новгородский, «позлати гроб князя Володимера... и подписа... и покров положи, и память им (В. Я. и Анне.- Е. Р.) устави творити на всякое лето месяца октября в 4» (НПЛ. С. 420). Более подробно об этих событиях повествуется в «Сказании о гробнице Иоанна Новгородского» из Жития свт. Иоанна (самый ранний список основной редакции по классификации Л. А. Дмитриева - РНБ. Солов. № 500/519, 1494 г.). Новая рака была поставлена в Корсунской паперти, где она известна по росписи 1617 г. еще как деревянная, а в 1634 г.- уже как каменная. Торжественное празднование панихидной памяти В. Я., безусловно, стало началом его канонизации. Царь Иоанн IV Васильевич Грозный в грамоте 1556 г., подтверждая установившуюся в XV в. традицию, повелел поминать «государевых прародителей» и служить панихиды по В. Я. и блгв. кнг. Анне. В «Описании новгородской святыни» прот. Максима 1634 г. сообщается, что от нетленных мощей В. Я. и кнг. Анны происходят исцеления, но отдельных служб святым не установлено (Янин. С. 221). В Чиновнике Софийского собора 1-й пол. XVII в. содержится описание панихид, совершаемых по создателям собора: «На создателях поставляют: на великого князя Владимирове гробе и великие княгини Анны 2 стопы, а в них меду по пол 3 крушки, да на 2 блюдцах кутьи с ягоды» (Голубцов. Чиновник. С. 38). 13 авг. 1654 г. Новгородский митр. Макарий снова сменил раку В. Я. и перенес ее к юж. входу в собор, в Мартириевскую паперть.
Вероятно, к сер. XVII в. относится местная канонизация В. Я., именно в это время его имя под 4 окт. появляется в святцах: «Преставление благовернаго князя Владимера Ярославича, иже созда церковь святей Софеи, Премудрости Божии, в великом Новеграде» (ГИМ. Барс. № 723. Л. 40 об., сер. XVII в.). В списках «О святых благоверных князех новгородских», к-рые наряду со списками Новгородских святителей и преподобных (ГИМ. Барс. № 237, 1-я треть XVIII в.; Барс. № 1103, сер. XVIII в.), видимо, явились подготовительными материалами для установления Собора Новгородских святых (Собор известен с 1831), о святом сказано: «Положен бысть в соборной церкви Софии Премудрости, в пределе Иоанна Богослова, мощи наверху, службы ему несть» (ГИМ. Барс. № 237. Л. 216). Память В. Я. под 4 окт. отмечена и в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Имена В. Я. и кнг. Анны внесены в «Слово воспоминательное о святых чудотворцех, в России просиявших, яко о святости жития, тако о преславных чудесех их», составленное старообрядческим книжником С. Денисовым в 30-х гг. XVIII в. (ГИМ. Муз. № 1510; изд.: Служба всем русским святым. Гродно, 1786). 7 сент. 1862 г., в ходе празднований 1000-летия России, в Софийском соборе был освящен особый Владимирский придел, а мощи святого переложены в серебряную раку. На верхней доске раки был изображен В. Я., на правой стороне - встреча князя его супругой, сыном и жителями Новгорода после войны с греками, на левой - закладка Софийского собора.
Архиеп. Димитрию (Самбикину) была известна рукописная служба святому. Имя В. Я. внесено в Собор Новгородских святых, празднование к-рому окончательно установлено в 1981 г. по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова).
Наиболее ранние изображения В. Я. представлены в миниатюрах Радзивиловской летописи (БАН. 34. 5. 30, кон. XV в.), к-рая могла иметь ранний иллюстрированный протограф нач. XIII в. (Подобедова. С. 50-53; Радзивиловская летопись: Текст, исслед., описание миниатюр. М., 1994. С. 269-280). В этой исторической хронике В. Я. показан в связи с его вокняжением в Новгороде (1034/36), походами на фин. племя емь (1042) и на К-поль (1043). На 1-й миниатюре (Л. 86 об.) слева в архитектурных колонках изображены кн. Ярослав Владимирович, благословляющий сына на княжение в Новгороде, и В. Я., принимающий из рук отца свиток - грамоту на княжение; в правой части связанное с первым сюжетом поставление на Новгородское епископство свт. Луки Жидяты. Одежда князей - длинное платье с охристым оплечьем, поручами и подолом, шапка с меховой оторочкой - различается только цветом: у В. Я. зеленое платье и красная шапка, у кн. Ярослава красное платье, зеленая шапка. Первоначальная последовательность миниатюр, иллюстрирующих текст о походах князя, была нарушена. 2-й художник предпринял попытку восстановить согласованность рассказа и сопровождающих его миниатюр. Так, внизу л. 88 поверх первоначальной миниатюры «Книгописная мастерская при Софийском соборе в Киеве», к-рая иллюстрировала текст о мудром правлении кн. Ярослава, появилась наклейка с миниатюрой «Поход на Ямь. Мор коней в войске Владимира». В ней 2-й мастер повторил в основном композицию своего предшественника, представленную на л. 88 об. внутри текста о походе на К-поль (также была скрыта соответствующей тексту наклейкой), отказавшись от изображения в левой части фигуры князя. Этот рисунок 1-го мастера был в точности повторен им же на л. 95 об., слабо согласуясь с текстом о нестроениях на Руси (усобицы, нашествия, знамения), впосл. его закрыли наклейкой с изображением знамения о «Младенце, выловленном неводом». На л. 89 1-й мастер представил эпизоды К-польского похода: вверху - «Взятие кн. Владимира на корабль воеводы Ивана Творимича» (В. Я. помогают взойти на ладью; платье князя красного цвета подобрано выше колен, чтобы не замочить в воде); справа - фигуры оставленных на берегу воинов; внизу - «Победа Владимира над греками. Отплытие на Русь». 2-й мастер переместил эти сюжеты на один вверх (Л. 88 об., Л. 89 верх), создав наклейки, аналогичные по иконографии первоначальным рисункам. На оставленном внизу на л. 89 «свободном месте» он поместил изображение, завершающее историю К-польского похода В. Я.,- «Ослепление греками русских пленных. Возвращение воеводы Вышаты в Киев».
Сведений о написании образа В. Я. в связи с установлением его почитания в 1439 г. свт. Евфимием II не имеется. Опись новгородского Софийского собора 1749 г. содержит подробное описание деревянной раки, раскрашенной, местами вызолоченной. На мощи был возложен возду́х из золотной парчи с изображением креста; упоминаются 2 покрова (нелицевых) из зеленой тафты и золотной парчи. На крышке раки «писан образ во имя его [В. Я.] красками» (Описи имущества новгородского Софийского собора XVIII - нач. XIX в. 1775 г. Вел. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 74-75). Над ракой, по описи 1751 г., находилась икона «Спас Нерукотворный»; в дополнении к описи указано, что при мощах святого (на столпе?) был образ В. Я., «писан красками в резбы золоченой» (Там же. С. 143). В описи 1775 г. содержится не упомянутая в ранее составленных описях икона: в ц. в честь Входа Господня в Иерусалим, «подле южных дверей, к стене образ святаго Владимира и матере его Анны новгородских чудотворцев писан красками» (Там же. Вып. 3. С. 29. № 5).
Существует предположение (см. кн.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. № 521. Примеч. 1. С. 133), что В. Я. изображен на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» (после 1552, ГТГ) в сонме рус. христ. воинства среди др. князей, канонизированных незадолго до написания этой иконы на Соборе 1549 г. (напр., блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича Псковского, блгв. кн. Мстислава (Георгия) Ростиславича Новгородского и др.).
С распространением в кон. XVII в. икон Собора святых образ В. Я. включается в состав новгородских чудотворцев. На иконах этого извода рядом с князем изображается кнг. Анна, напр., на прориси с иконы XVIII в. «Новгородские чудотворцы» (предстоят иконе «София Премудрость Божия») В. Я. и кнг. Анна - первые слева (в зеркальном переводе) в 5-м ряду, в нимбах надписи: «Кн. Анна» и «Кн. Владимир». В. Я.- средовек с короткой бородой, вьющимися длинными волосами, головной убор отсутствует, голова кнг. Анны покрыта платом; на иконе письма архиеп. Сергия (Голубцова) «Собор всех святых Новгородских», 2-я пол. XX в., из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде - слева в 5-м ряду в отличие от др. князей, изображенных в шапках или без головного убора, В. Я. в городчатой короне, в правой руке держит крест. Образы В. Я. и кнг. Анны представлены и в составе святых на переводе с иконы 1814 г. «Собор русских святых» мастера Петра Тимофеева (ЦАМ СПбДА, не сохр.) - В. Я. в ферезее и шапке с меховой оторочкой; в нимбах надписи: «С<вятый> князь Владимир Новгородский», «С<вятая> кня<ги>ня Анна мати Владимирова». Описание облика В. Я. в иконописных подлинниках, в т. ч. поздних, не представлено.
С перенесением митр. Макарием в 1654 г. (или со следующим за ним периодом) гробниц В. Я. и кнг. Анны из Корсунской в Мартириевскую паперть связывают фрагмент фрески в Мартириевской паперти, выполненной на светло-голубом фоне, с частью одежд и надписью вязью: «[Бла]говѣрны[и]» - «эпитетом, определяющим чин святости, относимый к правителям - князьям или царям» (Лифшиц Л. И. Собор Св. Софии (кон. XI - нач. XII в.; 1009 г.) // Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в. С. 204. Примеч. 1).
В 1893-1896 гг. Мартириевская паперть была расписана художниками артели Н. М. Сафонова. В. Я. изображен на зап. грани вост. столпа у сев. стены паперти, т. е. в изголовье раки, как основатель Софийского собора с моделью храма в одной руке, с крестом в другой; облачен в княжескую одежду, на голове шапка. Неск. икон той же иконографии (иногда крест заменен мечом - атрибутом княжеской власти), написанных во 2-й пол. XX в., находится в Софийском новгородском соборе; на раке святого - икона работы А. Васильева: в руках В. Я. крест и меч, святой изображен в рост.